Иоганн Гёте. Фауст.

Аватар пользователя sjmorozov

Теги: 

Ну вот я, наконец, добрался и до этого произведения. Много рекомендаций читал, много ссылок у других авторов. Решил: надо ознакомиться самому.

Мне достался экземпляр в переводе Пастернака. Как я уже писал в заметке о "Божественной комедии", от перевода зависит многое. Я не знаю, насколько хороши другие, но перевод Пастернака меня не превратил в одного из почитателей этого произведения. Читается иногда довольно тяжело из-за тяжеловесности (и порой даже некоторой "натянутости") рифм. По этой причине я вообще не любитель масштабных произведений в стихах, особенно когда это перевод — на протяжении тысяч строк сложно поддерживать стройность строф и в то же время точность повествования. Но это больше технические детали. Ну и, само собой, дело вкуса. Давайте вернёмся к содержанию.

Вообще, доктор Фауст — реальный исторический персонаж, окружённым многочисленными мифами и легендами. Гёте — не первый автор, написавший о нём. Но его произведение считается самым известным.

Опуская традиционное для классических произведений введение в виде сцены в театре, можно сказать, что начинается повествование на небесах. Хор ангелов, прославляющих Господа… и вдруг появляется Мефистофель. Ангелы замолкают, и Мефистофель начинает разговор с Богом. Здесь впервые упоминается имя Фауста. Мефистофель предлагает испытать его, на что получает согласие.

Поспорим. Вот моя рука,
И скоро будем мы в расчете.
Вы торжество мое поймете,
Когда он, ползая в помете,
Жрать будет прах от башмака,
Как пресмыкается века
Змея, моя родная тетя.

Фауст, этакий учёный-мизантроп, в это время в своём кабинете корпит над работой, постигая науки, переводит Новый Завет и раздражается от общения со своим учеником — Вагнером. Появившийся в его жизни Мефистофель вызывает, откровенно говоря, больше положительных эмоций, чем главный герой. Мефистофель, этакий проказник и остроумный скептик, предлагает Фаусту сделку — стандартную, надо полагать. Познание всего земного за душу. Фауст соглашается без колебаний.

Но я к загробной жизни равнодушен.
В тот час, как будет этот свет разрушен,
С тем светом я не заведу родства.
Я сын земли. Отрады и кручины
Испытываю я на ней единой.
В тот горький час, как я ее покину,
Мне все равно, хоть не расти трава.

Отсюда начинаются многочисленные приключения Фауста, не вызывающие никаких положительных эмоций у читателя.

Он влюбляется в невинную 15-летнюю Маргариту, и с помощью Мефистофеля соблазняет её, и губит… Маргарита усыпляет свою мать, чтобы им было проще встречаться, мать умирает. На дуэли Фауст, движимый Мефистофелем, убивает брата Маргариты. И в конце концов, Маргарита рожает дочь и топит её в реке, чтобы избежать гнева окружающих. Заканчивает она в колодках, в ожидании смертного приговора, а Фауст, не без колебаний, но бросает её, отправляясь дальше…

Шабаш ведьм, обман населения одного государства, страдающего от оскудевшей казны, античное окружение, где Фауст влюбляется уже в Елену, которая рожает ему сына. Фаусту позволено почти всё, Мефистофель всегда рад помочь. Но всё превращается в прах, Фауст не рад ничему, что получает.

В конце концов он решает, что пора бы заняться чем-то действительно важным для человечества и решает построить плотину, поскольку

Морское это полноводье,
Подкрадываясь на часы,
Приносит на века бесплодье
Земле прибрежной полосы.

На пути у Фауста встают бедняки — Филемон и Бавкида, чья хижина находится на месте будущего сооружения.

Они — бельмо в глазу моем,
Пока от них я не избавлен,
И час прогулки мой отравлен 
При встрече с этим старичьем. 

Всё больше раздражаясь, Фауст просит дьявола помочь ему, и, естественно, дело заканчивается трагически:

Мы в дверь стучались к ним раз сто,
Но нам не отворил никто.
Мы налегли, не тратя слов,
И дверь слетела с косяков.
Мы сообщили твой приказ,
Они не стали слушать нас.
Мы не жалели просьб, угроз,
Но не был разрешен вопрос.
Конец желая положить,
Мы стали вещи выносить.
Тогда их охватил испуг,
И оба испустили дух.
А гость, который был там скрыт,
Сопротивлялся и убит.
Меж тем как все пошло вверх дном,
От искры загорелся дом.
И эти, трупы к той поре,
Втроем сгорели на костре.

Но тут к Фаусту приходит очередная беда — он слепнет. Но слышит стуки лопат и решает, что плотина всё же возводится. Не подозревая, что Мефистофель одурачил его и приказал злым духам выкопать для Фауста могилу. И когда уже почти всё готово, и Мефистофель радостно потирает руки, готовясь забрать честно заработанную душу… эту самую душу забирают ангелы.

Вот мне, откровенно говоря, этот момент совсем непонятен. Согласно всем христианским традициям, такому товарищу вряд ли найдётся место на небе. На протяжении всего повествования Фауст не вызвал у меня ни сочуствия, ни сострадания, никаких положительных эмоций. Я пытался в различных критических разборах найти объяснение такому повороту событий. Кто-то писал, что тяга к отрицанию, которая превалировала всю жизнь, в конце пути померкла перед тягой к созиданию, Фауст нашёл свою дорогу, цель. Но, честно говоря, я не увидел этого в последнем монологе. Выношу на ваш суд.

Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил:
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно
Трудясь, борясь, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
О, как прекрасно ты, повремени:
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они».
И, это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.

Бесспорно, эти слова Фауста отличаются от того, что мы слышали от него на протяжении всей его жизни, но достаточно ли этого? Впрочем, не мне решать. Для меня это момент очень спорный.

Несмотря на то, что я, как уже говорил, не очень люблю длинные стихотворные формы, и длиннющие отступления от повествования (в данном случае бесконечные хоры ангелов, античных персонажей, толпы и т.д.), "Фауст" — безусловно, памятник литературы. Прочитать стоит всем, составить собственное мнение. Но не стоит забывать о том, что это один из классических сюжетов, и сейчас такие произведения выглядят совершенно по-другому. Лично мне больше по душе "Мастер и Маргарита" — роман, безусловно, перекликающийся с "Фаустом", но более современный и актуальный для меня. Тем не менее, о прочтении трагедии Гёте не жалею. Возможно, перечитаю ещё раз лет через десять. Другим взглядом.

Голосование: 

Общая оценка: 5 (2 оценок)

Комментарии

Я читала "Фауста" Гёте в 15

Аватар пользователя Оксана

Я читала "Фауста" Гёте в 15 лет ( и куда смотрели мои родители?). Книга оставила в моей душе оченьдвоякое впечатление...
На первых парах Мефистофель, действительно, производил впечатление смекалистого удальца, которому хотелось симпатизировать и даже сначала было ощущение, что это герой положительный (естественно,дружелюбная собачка не моглабыть плохой), но потом и это обратилось в неприязнь (но, наверное, так и задумано). Фауст же был неприятным для меня с первых страниц, нерешительным мямлей, мутным каким то, неудачником. Порою читать было очень сложно, были какие то затянутые, непонятные сцены, я старалась прочитать их побыстрее.
Концовка книги настолько разочаровала, что я, помню, ходила растроенная несколько дней. Не смотря на это, читать книгу мне очень понравилась,читала я её с удовольствием, запоем. Было интересно следить за развитием мыслей Фауста, как происходит его падение... за уловками Мефистофеля, остальных героев я помню слабо...
Я не знаю чей перевод мне достался, но читалось легко, с упоением. Тот вариант, когда забываешь,что перед тобой рифма, а просто образы встают и перед тобой разыгрывается спектакль...
Многие годы я вспоминала те сцены из книги, которые впервые в моей жизни явили образы слуги того, чьё имя не называют, сопоставляла различные явления с сюжетом, сравнивала окружающих с героями книги. Из зарубежной классики "Фауст" Гёте был вторым романом после "Консуэло" Жорж Санд, который значительно занимал мои мысли.

Перечитывать я её, однозначно, не буду, но рекомендую единожды в жизни почитать обязательно.


Не надо делать мне как лучше, оставьте мне как хорошо Smile

Случайные материалы